Приветствуем Вас, Гость | RSS

 Комитет 10 декабря

Пятница, 22.09.2017, 10:55
Главная » Статьи » Форматы » Документы

Методические рекомендации по одиночному пикетированию

Методические рекомендации по обеспечению эффективного и юридически корректного проведения публичного мероприятия в формате "одиночного пикетирования"

1. О правовом статусе. Пикетирование, согласно ФЗ-54, - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации. Пикетирование, проводимое одним участником (далее – "одиночное пикетирование"), является публичным мероприятием, на которое распространяются все нормы указанного закона в отношении порядка организации мероприятий, прав и обязанностей их организаторов, должностных лиц и сотрудников правоохранительных органов по обеспечению прав граждан на мирные собрания.

2. Об организаторе. Организатором одиночного пикетирования может быть, согласно ФЗ-54, один или несколько граждан Российской Федерации, достигших возраста 18 лет, взявшие на себя обязательства по его организации и проведению. Таким образом, в роли организатора одиночного пикетирования может выступать как сам гражданин, осуществляющий публичное мероприятие в этом формате, так и любые другие граждане, оказывающие ему содействие и выполняющие соответствующие действия. Разделение ролей особенно важно при проведении мероприятий сложной структуры, сочетающих разные формы, например, т.н. "серии одиночных пикетов" или "сети одиночных пикетов" и т.п. Во избежание недоразумений и для более надежной юридической защиты при возникновении конфликтов с недобросовестными чиновниками и полицейскими целесообразно принятие на себя соответствующих функций (участника, организатора, уполномоченного) и распределение обязанностей четко оговорить заранее и указать в публичном уведомлении.

3. Об уведомлении и регламенте. Подача уведомления о проведении публичного мероприятия является обязанностью его организатора во всех случаях, за исключением собрания и одиночного пикетирования. Однако отсутствие обязанности в последних двух случаях отнюдь не исключают права делать это. Следует учесть, что подача уведомления способствует задействованию всего комплекса факторов, придающих публичному мероприятию статус легальный и организованного. Это само по себе повышает и его эффективность в общественно-политическом смысле, и юридическую защищенность. При этом, поскольку данное действие не является обязанностью, организатор одиночного пикетирования вправе использовать те и только те моменты уведомления из указанных в ФЗ-54, которые посчитает необходимым. В частности, мы рекомендуем использовать форму публичного уведомления, путем размещения всей существенной информации о мероприятии в СМИ, интернет-сайтах и других общедоступных площадках. При этом решается сразу несколько задач, включая объявление о мероприятии, агитацию, информирование журналистов и т.п. Не будет лишней и подача уведомления в виде простого документа через канцелярию органа исполнительной власти или местного самоуправления – с получением копии со штампом. Это особенно важно, учитывая то, что согласно ФЗ-54 именно "после получения уведомления о проведении публичного мероприятия" исполнительные органы обязуются выполнить целый комплекс мер по обеспечению прав граждан на мирные собрания. В том числе, согласно п.5 ст.12 "обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи".

4. О передвижении. В определении пикета указано, что он осуществляется "без передвижения". Однако попытки недобросовестных полицейских выдать за "несанкционированное шествие" любое движение пикетчика, очевидно, не основаны на Законе, поскольку шествие – это "массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту". Формально, они могут представить передвижение одиночного пикетчика с развернутым плакатом как демонстрацию – "организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации". Точного законодательного определения понятия "группа граждан" нет, но правоприменительная и судебная практика все же не позволяет называть группой одного человека, считая группой "двоих и более граждан". Таким образом, нет никаких законных препятствий для того, чтобы гражданин, осуществляющий одиночное пикетирование, совершал передвижения. Однако целесообразно все же при этом разделять стадии "собственно пикетирования" – без передвижения с развернутой наглядной агитацией – и "передвижения", выполняемого со свернутой наглядной агитацией. Такое поведение участника одиночного пикетирования будет полностью соответствовать не только духу, но букве Закона. И, следовательно, существенно повысит уровень правовой защищенности в любых конфликтах.

5. О провокациях. Основной формой провокации, направленной на срыв одиночного пикетирования, является попытка "нарушить численность мероприятия" путем приближения к участнику, проводящему одиночное пикетирования других граждан, имитирующих участников пикетирования. Для предотвращения провокаций и снижения ущерба от них рекомендуется осуществление следующих действий:

  • По возможности заранее уведомить исполнительные и правоохранительные органы обо всех существенных параметрах публичного мероприятия в формате публичного уведомления и регламента и проводить мероприятие в строгом соответствии с ним, чтобы иметь возможность ссылаться на это при последующем разборе любых конфликтов, провокаций и недоразумений.
  • Использовать все формы документальной фиксации всех моментов проведения мероприятия, включая личные свидетельства, а также фото- и видеосъемку и аудиозапись.
  • Если организатором является сам участник, ему рекомендуется четко различать все стадии мероприятия, отделяя стадию "непосредственного пикетирования" от всех иных форм. В частности, при приближении к нему посторонних граждан, кроме организаторов, полицейских и журналистов, сворачивать (опускать, поворачивать обратной стороной наружу, убирать за спину и т.п.) наглядную агитацию.
  • Если организатором является другой гражданин (это, конечно, лучше, поскольку организатор обязан "обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия … совместно с уполномоченными представителями органов исполнительной власти и внутренних дел"), то именно он осуществляет взаимодействие со всеми третьими лицами по вопросам обеспечения порядка и безопасности. Понятно, что эти функции целесообразно отделить от непосредственного пикетирования. Процитированную норму необходимо настойчиво напоминать и чиновникам, и полицейским, убедительно поясняя, что все вопросы, связанные с порядком проведения одиночного пикетирования следует решать именно и только во взаимодействии с организатором. Не стоит забывать при этом, что организатор и уполномоченные им лица должны иметь отличительные знаки. Им весьма полезно иметь при себе также копию уведомления о мероприятии и текст ФЗ-54.
  • В случае особо серьезных провокаций, грозящих нарушением прав граждан и причинением им ущерба, организатор должен быть готов самостоятельно приостановить или прекратить мероприятие. Эти действия необходимо осуществлять публично, надежно фиксируя их всеми способами (включая документальный – в формате "распоряжения организатора" или "гражданского протокола"). Учитывая статус одиночного пикетирования, организатор вправе осуществлять как приостановку, так и возобновление публичного мероприятия по своему усмотрению в любой момент даже без предварительных уведомлений и согласований с кем бы то ни было. Важно отметить, что порядок приостановления или прекращения публичного мероприятии по инициативе чиновников и полицейских четко описан в ст. 15-17 ФЗ-54, но практически всегда нарушается и чиновниками, и сотрудниками полиции. Поэтому все действия правоохренителей, выходящие за рамки этого регламента, целесообразно фиксировать и обжаловать в установленном порядке, в том числе путем инициирования уголовных дел по ст. 149 УК РФ (а также по ст. 144 УК РФ - в случае воспрепятствовании деятельности журналистов).

Примечание. Рекомендации составлены на основе изучения многолетней практики применения законодательства о публичных мероприятиях, включая судебную практику по рассмотрению дел о нарушениях (в подавляющем числе мнимых или фальсифицированных недобросовестными сотрудниками правоохранительных органов) порядка организации, проведения публичных мероприятий и участия в них. См., в частности, резонансное "Дело об одиночных пикетах в поддержку Олега Кашина".

Документ носит открытый характер и будет дополняться и корректироваться с учетом его содержательного обсуждения гражданским активом и заинтересованными юристами. Актуальная версия документа всегда доступна на сайте Новая Россия по этой ссылке.



Источник: http://newros.ru/publ/7-1-0-40
Категория: Документы | Добавил: KVV (08.02.2012) | Автор: Виктор Корб
Просмотров: 1947 | Теги: гражданская самозащита, ФЗ-54, безопасность, пикет, рекомендации | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar